Особняк Румянцева


Румянцевский особняк – дом № 44 по Английской набережной – имеет чрезвычайно насыщенную и интересную биографию. Изменялись его интерьеры, фасад, владельцы – однако до сих пор дом этот сохраняет неизменную привлекательность и имя, оставленное ему одним из самых выдающихся деятелей XVIII – XIX вв. – графом Николаем Петровичем Румянцевым.



Первоначально на том участке, где теперь стоит особняк, существовало несколько построек. В глубине территории стояли деревянные хозяйственные корпуса. Главное каменное здание, построенное в 1740-х гг., выходило фасадом на Неву. Дом был трехэтажным, с неброским оформлением и, будучи характерной для этой части Санкт-Петербурга постройкой, не выделялся из комплекса окружающих зданий.Первыми владельцами участка были князья Голицыны. В 1780-х годах дом принадлежал англичанину Фаркварсену, который окончательно застроил этот участок и переделал главное здание, а затем английскому купцу Варра. В 1802 г. участок со всеми зданиями был куплен графом Николаем Петровичем Румянцевым.Николай Петрович Румянцев родился в 1754 г. В возрасте двадцати лет по приказу Екатерины II он отправился на обучение за границу, а по возвращении, в 1779 г., был причислен ко двору великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны.



Впрочем, светская придворная жизнь не была пределом мечтаний молодого человека, и в 1784 г. он добился должности посла во Франкфурте-на-Майне. Дипломатические успехи Румянцева были оценены по достоинству. Именно ему было поручено подыскать невест для наследников Павла I – великих князей Александра и Константина, и задание это было успешно выполнено.Румянцев произвел большие перемены в облике дома. Были устроены парадные, богато украшенные залы. Появились сени и вход со стороны Невы (до этого проезд к особняку существовал только с Галерной улицы). В 1824 г. по проекту архитектора В. А. Глинки фасад здания был дополнен мощным двенадцатиколонным портиком, установленным на цокольный этаж. В тимпане фронтона, увенчавшего колоннаду портика, помещен горельеф работы скульптора И. П. Мартоса. Композиция представляет сюжет из античной мифологии: Аполлон на Парнасе в окружении девяти муз и их матери Мнемозины. По сторонам находятся аллегорические скульптуры Науки и Искусства. Тематика этой скульптурной группы была выбрана не случайно. Граф был страстным поклонником и покровителем наук и искусств. С 1813 г. по его инициативе издавалось «Собрание государственных грамот и договоров», куда вошли источники, начиная с XIII в. Вокруг графа постепенно формируется круг единомышленников – «Румянцевский кружок» или «Ученая дружина».



Румянцев собрал уникальную библиотеку – 28 500 томов. Здесь были представлены издания русских летописей, основные научные труды XVIII – XIX вв., славяно-русские рукописи, инкунабулы.Интересы Румянцева поражают своим разнообразием. Он собрал значительную коллекцию минералов и монет, занимался растениеводством и животноводством, организовал кругосветную экспедицию на судне «Рюрик».Перед смертью Румянцев завещал предоставить особняк под музей, сформированный на основе его обширных коллекций. Музей был открыт в 1831 г. и стал известен как Румянцевский Музеум. Музей в особняке состоял в ведомстве Министерства народного просвещения. Залы Румянцевского Музеума были открыты не только для осмотра, но также и для работы с экспонатами – в основном, с книгами. Кроме того, в здании особняка с 1830-х гг. собиралось Общество поощрения художников, устраивались выставки, приуроченные к различным юбилейным датам.


После революции в здании располагались учреждения и жилые квартиры. В 1938 году особняк Румянцева был передан Музею истории и развития Ленинграда (ныне Государственный музей истории С.-Петербурга), и в здании до 1954 г. располагалась дирекция музея.




Все права на информацию и визуальное оформление контента принадлежат «Нет ПРЕДЕЛА»
Любое распространение информации и пропаганды стиля жизни «Нет ПРЕДЕЛА» приветствуется и поощряется.

Рейтинг@Mail.ru Организация и проведение праздников, корпоративов, мороприятий в СПБ и области!
^Наверх